Удачи вам, удорачи!
Удорский пенсионер, вчинивший иск губернатору и Дорожному агентству Коми, выиграл судебный процесс
Пенсионер из села Большая Пысса, депутат Удорского районного Совета Альберт Логинов уже много лет борется за права местных жителей. Заработав в схватках с чиновниками инфаркт, он тем не менее выиграл судебную тяжбу у республиканских властей. Впрочем, до окончательной победы еще далеко...
На задворках «империи»
Даже по меркам Коми, с ее огромными пространствами и бездорожьем, село Большая Пысса — «медвежий угол», задворки республики. Добраться сюда — непросто: мосты полуразрушены, дорога — как после бомбежки.
Это село на границе с Архангельской областью успело «прославиться» на федеральных каналах, ярко иллюстрируя две извечные российские беды. Причем журналистам НТВ уже само слово «Пысса» показалось очень смешным — в репортаже его всячески склоняли и обыгрывали. Коренной удорчанин Логинов иронии москвичей явно не разделяет:
— Село наше старинное, ему более 400 лет. Название происходит от речки Пыис, в переводе с саамского – «священное место» или «святая вода». Место действительно необычное, окутанное легендами и преданиями. Кстати, именно здесь в эпоху церковного раскола обосновался известный старец Аникей — пустынник и настоящий подвижник...
Издревле удорчане (или как они сами себя называют — удорачи) занимались в этих краях, в девственных лесах Пысского массива охотой, рыболовством и лесным оленеводством. Здесь всегда была крепкая сельская община, поддерживавшая традиционный хозяйственный уклад. Удорачи — искусные охотники, вплоть до наших дней сохранившие свои родовые угодья и путики. В общем, это особый народ — свободолюбивый, самостоятельный.
В советские времена здесь появилось отделение совхоза и Бармский лесопункт Удорского леспромхоза. Работа и достойная жизнь — вот что было у местных жителей.
Теперь — ни совхоза, ни леспромхоза, а дорога давно уже превратилась в «направление». Поэтому и на фермерство надежды мало: как вывезти, кому реализовать сельхозпродукцию?
В довершение ко всем бедам федеральная власть ужесточила законы об охоте и рыбалке. Чуть что — местных «записывают в браконьеры». А ведь на этих двух промыслах, собственно, и держится весь традиционный уклад удорачей.
Молодежь бежит из Пыссы, село стареет, рушится сельская община...
Леса — на карту
Депутат Логинов, эколог-общественник, активист движения «Коми войтыр», не хочет покорно наблюдать за тем, как гибнет родной ему сельский мир. По мере сил он пытается изменить ситуацию. Так, при его активном участии здешняя община «Удорачи» заключила Соглашение (первое в республике) с представителем крупного лесного бизнеса — Монди СЛПК – о взаимоотношениях по пользованию лесными участками. На карту были нанесены территории традиционного природопользования, и бумажники взяли на себя обязательство вести лесозаготовки в этих краях с учетом интересов местных жителей.
Альберт Логинов, как и большинство односельчан, – безработный. Его выручают пенсия да умелые руки. Он отлично мастерит лодки, кладет печи, работает с деревом, помогая соседям. Впрочем, «оплата» чаще всего идет не деньгами, а так, как издавна принято в общинах: ты помог мне, я тоже тебя выручу, не обижу.
Мост «имени
«Единой России»
От райцентра Пыссу отделяют 120 километров. Хочется сказать «дороги», но проселок в лесу вдоль берега Мезени давно перестал быть таковой. На этом пути, как на нитке бусины, нанизаны населенные пункты Мелентьево, Мучкас, Патраково, Политово, Большая и Малая Пысса и Латьюга. Дороги в районе — понятие весьма относительное, и большинство из них — зимники.
Деревенские — люди неприхотливые. На комфортабельные машины не претендуют. Зимой радуются, считая, что дорога в это время хорошая, но, садясь в рейсовый автобус, запасаются целлофановыми мешочками. Дорога до Пыссы занимает 3-4 часа, и «санитарный пакет» вполне может пригодиться. В остальное время года — много хуже.
«Трасса жизни» ветшает, становится непроезжей, а самое слабое место на ней — мосты и водопропускные сооружения. Точнее — «непропускные». Таковых на дороге до Пыссы несколько десятков, и чуть ли не все они аварийные. Деревянные опоры сгнили, многие из них обрушились.
Конечно, местные жители писали, просили, жаловались, давали депутатские наказы. Им отвечали, обещали, уговаривали подождать. Но ситуация не менялась.
Замученные пустыми словами удорачи всем мостам на этой злополучной дороге дали «громкие» имена, приписав их на указателях. Имена действительно звучные — глав республики (нынешнего и предыдущего), двух председателей Госсовета, депутатов и прочих известных лиц. Есть даже мост «имени «Единой России».
В позапрошлом году, к примеру, обрушился мост «имени Жилина» (депутата Госсовета), в прошлом — еще два моста (тоже со звучными именами). Но люди ездят, каждый раз откровенно рискуя жизнью. А куда денешься?
До прокурора дошли
Реакция на жалобы Логинова всегда была однотипной: «письмо получили и ответ вам будет дан». Беспардонные отписки чиновники, видимо, и считали ответами. А далее — тишина, никакой реакции.
Ни обращение Логинова в администрацию Главы РК, ни опубликованное в газете открытое письмо удорчан к губернатору Коми результата не дали.
И тогда депутат Логинов собрал все необходимые документы и отправил их в Москву, в Генеральную прокуратуру. По сути это была жалоба на противоправные действия республиканских властей, прямая задача которых — ремонтировать дороги и заботиться о безопасности водителей и пассажиров. Но Генеральный прокурор и не собирался ничего проверять — бумаги вернулись обратно в Сыктывкар: дескать, сами там разбирайтесь с вашей Пыссой.
Однако простой деревенский мужик решил не отступать. Удорачи – они такие — упрямые.
Не хотите — заставим!
В прошлом году Альберт Логинов обратился в Сыктывкарский суд с иском к главе РК и Дорожному агентству Коми. От имени удорчан потребовал привести автодорогу общего пользования Кослан—Большая Пысса—Латьюга—Зубово в безопасное состояние. А кроме того, взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 1 млн. 289 тысяч рублей.
Причем «моральный вред» здесь совсем нехудожественный образ. Тот, кто хоть раз обращался с иском в суд, знает, что дело это хлопотное, требующее труда, терпения и немалых денег. Надо ли говорить, что «бодаться» безденежному пенсионеру из далекого села с высокопоставленными чиновниками — дело почти безнадежное. Приходилось не раз ездить в Сыктывкар — и в суд, и в Дорожное агентство. В одной из таких поездок у Альберта Васильевича прямо в пути случился инфаркт.
Суд, правда, отказал в возмещении морального вреда, не усмотрев прямой связи между состоянием дороги и состоянием его здоровья. Но зато основной иск Логинов выиграл!
2 марта 2012 года Сыктывкарский городской суд вынес решение: обязать Дорожное агентство привести в нормативное состояние автодорогу между Чернутьево и Большой Пыссой, отремонтировав на ней мосты и водопропускные трубы.
«Остаемся в изоляции»
— Дорога до Большой Пыссы снова в непроезжем состоянии, была закрыта с 26 апреля, — рассказал нам по телефону депутат Альберт Логинов. — Отрезаны семь населенных пунктов — Мелентьево, Мучкас, Патраково, Политово, Большая и Малая Пысса и Латьюга. Дорога, кстати, межмуниципального значения, ибо ведет из Латьюги в Зубово — населенный пункт Лешуконского района Архангельской области. Но наши соседи-архангелогородцы обещали «своим» зубовцам, что в Зубово будет раз в неделю летать самолет. На днях дорогу открыли, но на том же «уазике» не проедешь. Так что все равно остаемся в изоляции.
— За четыре месяца дорожники так ничего и не сделали, — сокрушается Логинов, — хотя есть и решение суда, и деньги. Говорят, недавно у главы района было совещание по вопросам пожарной безопасности. Как будут забрасывать сюда технику для борьбы с лесными пожарами — мне непонятно...
Людмила КУДРЯШОВА. /11.05.2012/
tribuna.nad.ru/modules/news/article.php?storyid=8624